Уголок Главная страницаНаписать письмо Пустышка
Название
Пятница, 18 августа 2017 года
О проектеКоординатыСемейная политика

Последние публикации

Архив




Село Давыдово. Социальное служение православной общины

Исторические чтения

Мария Фёдоровна Достоевская: До радостного утра

Мария Фёдоровна Достоевская: До радостного утра

Она была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве, но останки извлекли из земли, поместили в музейный шкаф, а затем (через 75 лет!) перенесли в один из храмов города Зарайска в Подмосковье...

И разгорелся спор об окончательном месте упокоения. Мемориальный музей «Разночинный Петербург» на днях провел на Пионерской площади города акцию «Достоевский сквозь время». Она приурочена к двум знаковым датам — в этом году исполнилось 135 лет со дня смерти писателя и будет 195 лет со дня его рождения.

Посетителям показали выставки «Дневник писателя» и «Фельетон за все лето». Последняя рассказывает о летних поездках писателя и их литературных отражениях. Тем временем продолжение получила почти мистическая история, произошедшая после смерти Марии Федоровны — матери Федора Михайловича Достоевского.

Знатоки его творчества утверждают, что она похожа на детектив и загадочна так же, как и многое, происходящее с героями произведений писателя в Петербурге и других городах.

Из могилы – в музейный шкаф

Мария Федоровна прожила на свете без малого 37 лет. Умерла 27 февраля (по старому стилю – 11 марта) 1837 года. После того, как было ликвидировано Лазаревское кладбище в Москве, где она была похоронена, останки в 1934 году были эксгумированы по инициативе исследователя рода Достоевских М. В. Волоцкого. Череп отправлен антропологу и скульптору Михаилу Герасимову для скульптурной реконструкции.
По непонятным причинам он потом «затерялся», а останки на протяжении почти восьми десятилетий хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии Московского Государственного университета.

«О сохранении останков в музее, где они пролежали до 2012 года, хлопотал антрополог Михаил Васильевич Волоцкой, – помог восстановить недавние события доктор филологических наук, профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Александрович Викторович. – Когда начали уничтожать Лазаревское кладбище, он организовал вскрытие могилы Марии Федоровны, вывез ее останки и надгробный памятник, на котором выбита надпись-эпитафия Карамзина: "Покойся, милый прах, до радостного утра", выбранная сыновьями – Михаилом и Федором».

Викторович уточнил, что первым вопрос о том, что по всем человеческим законам следует «отнятое у могил» вернуть земле, поднял исследователь родословия Достоевских, кандидат медицинских наук Николай Николаевич Богданов. К его мнению тогда присоединились многие, в том числе и потомки писателя, в частности, правнук - Дмитрий Андреевич Достоевский. С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» (музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно изъять и передать кому-либо такую «единицу»), удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения.

«Учитывая юридические тонкости, мы нашли оптимальный вариант: музей оформил передачу через Православную Церковь. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял», – напомнил Викторович.

Стараниями исследователей Российского общества Достоевского, при помощи благотворителей и администрации Зарайского района Московской области прах Марии Федоровны был перевезен в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского кремля. Предполагалось, что он будет храниться там до окончательного восстановления могилы ее мужа – Михаила Андреевича Достоевского.

«Коллегиальным было решение общества Достоевского, что мы должны найти могилу отца Федора Михайловича, точное место его упокоения. Церковный погост в селе Моногарове близ усадьбы Даровое, был уничтожен в 1930-е годы, – рассказал Владимир Викторович. – Рядом с храмом с помощью благотворителей установлен кенотаф с деревянным крестом. С помощью георадара удалось определить границы погоста, коломенские археологи сделали вертикальную планировку – сняли верхний слой земли и установили, где именно находятся могилы. Там - не больше пятнадцати захоронений.

Обнаружение останков Михаила Андреевича представлялось нам вполне реальной задачей. После раскопок потребуется антропологическая, а затем генетическая экспертиза. На все перечисленные работы необходимо не слишком много времени и относительно небольшие средства – примерно триста тысяч рублей, сбор которых и был в свое время объявлен на сайте “Заповедного Дарового”».

Однако в 2015 году возникла противоположная инициатива, которая исходит от руководителя московского отделения Общества православных врачей А. В. Недоступа, – предать земле останки Марии Федоровны на прежнем месте, в Москве. Аргументы оппонентов В. А. Викторовича и Российского общества Достоевского таковы: Даровое и Моногарово – медвежий угол, до которого «три года скачи – не доскачешь», храм Достоевских – якобы сплошные руины, а кладбище при нем – пустырь, поросший бурьяном.

Выдвигается и еще одно «веское» доказательство против Моногарова – живучий миф о жестокосердии и недостойном поведении помещика Достоевского, рядом с которым нельзя хоронить мать писателя (и одновременно – горячо любимую супругу, с которой и после смерти ее Михаил Андреевич разговаривал вслух).

Ответить тут можно только словами самого Федора Михайловича о родителях: «…ведь это были люди передовые…А уж такими семьянинами, такими отцами… нам с тобою не быть, брат!..» Над реабилитацией доброго имени отца Достоевского и «возвращением» земли детства писателя и работают уже много лет неравнодушные люди.

«Знак судьбы» после смерти

Сегодня никто не спорит с тем, что неоднократно потревоженные останки Марии Федоровны по всем человеческим законам надо предать земле. Но предметом спора вдруг стал вопрос: где? На закрытом для посетителей земельном участке при храме Сошествия Святого Духа в Москве (там, где она была похоронена первоначально) – уничтоженном в тридцатые годы кладбище? Или же рядом с супругом, на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, что близ фамильной усадьбы Даровое в Подмосковье, – местах, насквозь пропитанных памятью о Достоевских?

К проблеме выбора места упокоения Марии Федоровны, и, соответственно, поискам разумного решения этого странного, спустя 180 лет после ее смерти вопроса, меня приобщила много лет проработавшая в петербургском музее Ф.М. Достоевского старший научный сотрудник Наталья Шварц. Вместе мы отправились сначала в Москву – туда, где прежде находилось ликвидированное 82 года назад Лазаревское кладбище, на котором была могила Марии Федоровны, затем в московский Музей-квартиру Ф. М. Достоевского, где в подвале хранится надгробный памятник, установленный когда-то на могиле Марии Федоровны, а затем уж в Зарайск и далее – в Даровое, к погосту у храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году) в селе Моногарове, на котором был похоронен супруг Марии Федоровны, отец писателя Михаил Андреевич...

У московского Свято-Духовского храма с XVIII века и до 30-х годов века ХХ-го существовало кладбище, большая часть которого в советское время была преобразована в зону отдыха (ныне – парк «Фестивальный»). Туда мы и отправились прежде всего в поисках истины в возникшем споре о захоронении матери великого писателя. У женщины, продающей церковную утварь, спросили, как нам пройти на закрытый земельный участок при храме, и может ли кто-то нам показать, хотя бы приблизительно, место, где находилась могила Марии Федоровны.

Вскоре к нам вышла сестра Анна и проводила в небольшой двор за храмом. Она пояснила, что при храме существует сестричество во имя святого Игнатия Ставропольского, сестры которого заботятся о территории вокруг храма. «Конечно, пройдите, посмотрите... Но мы знаем только примерно место могилы. Здесь уже много лет ничего нет», – объяснила сестра Анна и припомнила, как одна из сестер рассказывала, что зимой здесь был человек, который тоже пытался определить местоположение могилы.

«Спрашивал, мерил шагами сугробы да так и уехал, не назвавшись», – пожала она плечами. В непосредственной близости к храму, за алтарной его частью восстановлены условно только две могилы.

Старания хранителей, бесчинства вандалов

Без малого полтора десятилетия усадьба Достоевских Даровое и прилегающие к ней мемориальные окрестности находятся под добровольной опекой исследователей из Коломны – профессора В. А. Викторовича и его соратников, в основном - преподавателей и студентов Государственного социально-гуманитарного университета.

Общими усилиями они приводят в порядок территорию усадьбы (в самое последнее время с трудом, но налаживается плодотворный контакт с музеем «Зарайский кремль»), занимаются изучением ее истории, инициируют археологические работы в Даровом и Моногарове, лечение старовозрастных деревьев в заповедной Липовой роще, которой 300 лет, ландшафтные исследования, проводят конференции, выпускают научные сборники.

13 лет при усадьбе работает летний волонтерский лагерь. В 2011 году было создано Некоммерческое партнерство «Заповедное Даровое», в которое вошли исследователи-достоеведы, ГСГУ, Музей Ф. М. Достоевского в Петербурге, потомки писателя. Для реализации научных и культурно-просветительских проектов привлекаются благотворители, партнерские организации.

В 2013 году «Заповедное Даровое» стало победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого под патронатом Патриарха Кирилла. Проект «Животворящая святыня. Место памяти родителей Достоевского» позволил активизировать приходскую жизнь Моногаровского храма, а жители и гости Зарайска познакомились с интересной выставкой «Я происходил из семейства русского и благочестивого», посвященной семье, из которой вышел великий писатель.

Но от вандалов, вольных и невольных, спасения пока что нет. Несколько лет назад их жертвой стала старинная липа на «кургане», где семейство Достоевских устраивало чаепития. В июне этого года во время сенокоса в усадебном саду пала яблонька – подарок Даровому от музея Диккенса, любимого писателя Достоевского. Старания многих людей и организаций, благодаря которым стал возможен этот «дар Даровому», были одним махом «скошены» равнодушным распоряжением нынешних новых хозяев Дарового, которое носит весьма странный «титул» сектора музея «Зарайский кремль».

Маленькое деревце, в этом году давшее первые плоды, стало символом Большой Литературы, а кто-то бездумно этот прекрасный символ уничтожил. Оставшихся в живых ценностей, с точки зрения историков, может быть мало. И очень много – со справедливой позиции тех, кто старается это немногое сохранить.

Приусадебные просторы, Липовая роща – пристанище детских игр, Лоск, «воскресивший» Достоевского на каторге, Федина роща, а в ней овраг, место мечтаний будущего писателя, Маменькин пруд, замшелые могильные плиты Нечаевского погоста, многострадальный храм в Моногарове, которому все никак не подняться (деньги на реставрацию были отпущены, но подозрительно быстро кончились – увы, нередкая ныне история)...

А на местном кладбище – могилы одной из племянниц Достоевского, последней хозяйки Дарового - Марии Александровны Ивановой и ее верной экономки. Страшно, но продолжается распродажа окрестных земель. В непосредственной близости от усадебного флигеля уже выстроен вызывающе-неуместный дом, разрушающий историческое пространство, связанное с Достоевскими...

Заглянули мы и в соседнюю деревушку Черемошню (название ее писатель упоминает в романе «Братья Карамазовы») – совсем крохотную, с разбитой дорогой. Обитатели пожаловались: в распутицу местным бабушкам от больших дорог не добраться, и кому-то из начальства даже взбрело в голову снять дорожный указатель: как будто деревушки и нет.

Выяснилось, что люди в курсе, что их деревня – не простая, а с историей, причастной к жизни и творчеству великого Достоевского.

Люди придут на моногаровский погост

В пострадавшей от времени, но устоявшей Свято-Духовской церкви в Моногарове под сводами – птичьи гнезда. В обычные дни вместо церковных песнопений – громкое чириканье (акустика здесь отличная). Сложные восстановительные работы приостановлены, но это не отменяет значимости храма для скромного (и все же!) числа прихожан. Служит здесь отец Григорий Решетов лишь по большим праздникам. На столиках перед алтарем, где в советское время был магазин, иконы в самодельных окладах. Территория при храме ухожена – стараниями волонтеров и неравнодушных местных жителей, а на старинном погосте – памятники помещикам: Хотяинцевым, Костюрину, Мельгунову… Все соседи Достоевских.

Перед самым отъездом из Дарового и Моногарова мы снова вошли в храм, и стало как-то особенно жаль Марию Федоровну. Она и не помышляла о скорбном изменении «знака судьбы» после смерти. В самых странных снах не могла предвидеть она будущих неоднократных похорон. Куда же – теперь у нее не спросишь...

Но учитывая, что от Лазаревского кладбища в Москве ничего не осталось, а церковный моногаровский погост восстанавливается волонтерами в его полном объеме, может, все-таки в Моногарово? В Подмосковье к Достоевскому едут многие (и посещение храма – обязательная часть экскурсий в Даровое), да и здесь на погосте – супруг Марии Федоровны, а окрестные нивы и леса дышат воспоминаниями о ней и родных для нее людях.

К слову, сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь». И мужика Марея, который помогал матушке выбирать корову на зарайской ярмарке, а однажды по-матерински утешил и приласкал его, писатель всю жизнь помнил. Ведь написал же он рассказ о спасительном воспоминании своего детства – «Мужик Марей».

Кстати, на местном кладбище мы увидели могилу человека, некогда нареченного этим редким именем. В честь «достоевского» Марея… Помнил Достоевский дни детства, старую часовню на кладбище, где дети, к неудовольствию взрослых, самовольно брали иконы и шли крестным ходом вдоль поля... Восстановить связь времен, снять многолетний налет забвения с родных погостов, значит, возродить историю, которую должны знать люди, и нынешние, и те, что придут после.
Фотографии предоставлены Евгений Дылевой

Евгения Дылева

Комментарии:



06.09.2016 22:45



Далее
Далее
Далее
Далее
Далее

Петербургский сюжет

Тотальный диктант в Плехановском университете написали в легендарной аудитории

8 апреля в стенах первого экономического вуза страны - в Плехановском университете - более 600 человек написали тотальный диктант. Текст диктанта прочитал Сергей Жигунов, советский и российский актёр, кинорежиссёр, заслуженный артист Российской Федерации. Мероприятие проходило в исторической аудитории университета, где в разное время выступали поэты Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, проходили концерты Владимира Высоцкого. В этом зале и сейчас проходят знаменательные события. Год назад в этой же аудитории уже проходил Тотальный диктант, где диктатором выступал Сергей Безруков, а в ноябре 2016г. Плехановский университет принял в своих стенах первый Тотальный диктант на английском языке «Spell Well», который прочитал Владимир Познер.

Далее
Зарегистрировано как средство массовой информации 21 сентября 2007 года. Свидетельство - ЭИ N ФС77-29483
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.spb-family.ru обязательна. © ООО «ИК «Артцентуриос», 2007.